Анатомия для 3D художников

Анатомия для 3D художников

Несмотря на развитие технологий, знание анатомии по прежнему является основой хорошего дизайна персонажей. Этот набор приёмов от 3D World поможет вам добиться лучших результатов в ваших работах.

Честолюбивый художник по персонажам может спросить: «И чем же так важна анатомия для моей работы»? Решительный ответ: анатомия должна отражаться во всех аспектах работы художника по персонажам. Анатомия — структурная основа, которая удерживает персонажей в физическом мире и помогает поверить в их реальность, даже если это мультипликационные или выдуманные существа.

Конечно, каждый CG-художник должен уметь работать с различными приложениями, но что на самом деле отличает состоявшегося художника от простого пользователя — это художественный взгляд и крепкие знания в основах форм человеческого тела. Художественному взгляду не так просто, зато предприимчивый художник сможет найти великое множество ресурсов, которые могут помочь в изучении анатомии.

К счастью для нас, основы анатомии известны художникам уже тысячи лет. К сожалению, в современных школах искусств, редко представляется возможность изучить эти основы. Как и большинство знаний великих мастеров, этот предмет выпал из интересов сферы образования и, как следствие, в настоящее время сложно найти человека, обладающего необходимой квалификацией и способного передать свои знания по этой теме. Из-за этого найти хорошие инструкции по обучению сложно, что перекладывает ответственность за изучение анатомии на самих художников.

Этот набор советов поможет в вашем стремлении освоить основы анатомии. Когда вы закончите, почему бы не изучить список рекомендованных книг по анатомии чтобы поднять свой уровень в этом вопросе еще выше?

Эти советы призваны создать основу для вашего самостоятельного обучения. Некоторые относятся к мускулам, некоторые к костям, а другие к пропорциям. Если вы сможете усвоить эти принципы и комбинировать их с вашим самостоятельным изучением анатомии, уровень вашей работы над персонажами будет стремительно расти.

Подходите к крупным формам как скульптор

Всегда подчиняйте маленькие детали большим формам. В компьютерной графике, особенно в новых программах, которые позволяют вам лепить мелкие детали быстро и легко, очень просто бывает начать прямо с деталей (морщин, текстур, вен и т.д.) персонажа ещё до того как большие формы правильно распределены.

Если вы подойдете к созданию CG модели как скульптор, работающий по камню, это поможет структурировать процесс создания. Подумайте о том, как скульптор по камню, в первую очередь, должен вырезать из глыбы состоящую из блоков модель, заботясь о том, чтобы наладить правильные пропорции и общие формы.

Только после того как эта стадия пройдена, можно начинать работу над основной мускулатурой, а затем и над деталями.

Проверяйте силуэты

Следить за тем как выглядит силуэт вашей модели — хороший способ оценить общие пропорции и жесты вашей модели, не отвлекаясь на обилие мелких деталей который появятся позже.

Задайте для модели плоский цвет, отключите тени и уменьшите приближение к ней камеры так, чтобы модель стала маленькой, но по-прежнему читаемой.
Осмотрите абрис модели, обращая внимание на крупные формы и пропорции.

Темный цвет и отсутствующие тени помогут вам сконцентрироваться на крупных формах, не обращая внимания на незавершённость модели.

Изучайте скелет

Скелет — основа любого персонажа (человека, животного и любого другого). Он должен быть понятен и логичен еще до появления мускулатуры.

Анатомия для 3D художников

Быстрая проверка силуэта в процессе работы. Даже не смотря на то, что базовая модель имеет крайне низкое разрешение, это помогает оценить несоответствие пропорций.

Скажем, клиент просит вас модель пальто висящего в шкафу. Как усердный художник, вы бы задали два вопроса, чтобы убедиться, что клиент получает то, что он или она просит: совершенно очевидно, какого типа пальто?

Однако, возможно, более важно, спросить, а какая форма у вешалки? Так же, как вешалка определяет формы повешенной на неё куртки, скелет определяет форму тела и держит мускулатуру.

Кроме того, являясь основой, которая определяет пропорции тела, скелет служит начальной и конечной точкой всей скелетной мускулатуры.

Концепция масс

Важно уметь мысленно упрощать крупные формы скелета. Имея общее представление о массах черепа, ребер, таза, можно сделать быстрый набросок фигуры, показывающий баланс и пропорции.

Каждая из этих масс значительно усложняется при рассмотрении в деталях, но художнику достаточно представлять общие массы этих форм, использовать их, чтобы наладить общие формы и плоскости фигуры.

Добавьте массы вашей модели

В ваших моделях всегда должна чувствоваться внутренняя структура. При добавлении к телу мускулатуры, старайтесь сохранять соотношение масс.

Простая CG-техника, позволяющая этого добиться – создание упрощенную концепцию масс под кожей вашего объекта.

Она будет служить и как руководство для моделирования мускульных форм на поверхности, и как подспорье в процессе риггинга, позволяющая убедиться, что деформации не изменяют то, что должно быть жестким внутренним скелетом.

Анатомия для 3D художников Техника Écorché

Это слово в переводе с французского означает «освежёванный» и описывает практику рисования или создания скульптуры без кожи. Рисование таких фигур происходит из 15 века и это отличный способ изучения анатомии.

Техника проста. Начните с исходного изображения, дающего достаточный уровень деталей и наложите на неё кальку. Теперь найдите на фигуре костные точки и используйте их как исходные точки для того, чтобы найти и разместить мышечные группы на окружающих областях.

Нарисуйте мускулы, внимательно относясь к направлению мускульных волокон.

Изображение в технике Écorché, созданное автором, демонстрирующее мышцы спины. Это изображение так же подчёркивает сглаживающий эффект кожи и жира.

Костные участки

Мы осознали важность скелета и поняли принцип упрощения больших масс таза и грудной клетки, но что дальше?

Что же, вам надо узнать о ключевых костных точках на поверхности тела. Это места, где скелет находиться прямо под кожей.

Они являются отличным точками опоры для создания пропорций тела и для точного расположения групп мышц вокруг них.

Кроме того, эти места вашей модели, в процессе анимации вообще не должны деформироваться — они могут двигаться только вместе с суставом.

Одни из самых важных точек это плечи (плечевой отросток), шип лопатки, седьмой шейный позвонок, точки на тазобедренной кости (передние и задние большие подвздошные шипы) и локоть (локтевой отросток и надмыщелок плечевой кости).

Начало и конец

Для чего хороши костные точки? Ну, как в примере с вешалкой, они определяют, как мускулы крепятся, где их начало и где они входят в тело.

Понимание этих мускульных соединений поможет вам определить направления натяжения мускулов, в какой бы позе не была фигура. А это определяет, каким образом она будет влиять на форму тела.

Анатомия для 3D художников

Несколько важнейших костных точек скелета:
1. Плечевой отросток
2. Внутренний мыщелок плечевой кости
3. Локтевой отросток
4. Верхняя передняя ость

Тяговая сила

Один из самых важных для понимания структурных мышечных аспектов является то, что каждая из них используется, как минимум, в работе одного суставного соединения.

Этот простой механический принцип даёт мышцам их тяговую силу. Они начинаются на одной кости и прикрепляются ко второй, более низкой по иерархии.

Эта простая концепция делает взаимодействие мышц с суставами динамичным и правдоподобными.

В локте, например, существует переплетение между верхними и нижними мышцами руки. Мышцы предплечья поднимаются вверх, крепясь к плечевым костям.

Кроме того, бицепс и трицепс продлеваются ниже локтя, присоединяясь к предплечью.

Принцип взаимосвязи справедлив для всего тела, так что его соблюдение сделает ваши модели гораздо более мощным.

Предплечье

Два наиболее сложных участка тела — предплечья и лопатки. Оба обязаны своей сложности числу мышц, а так же многочисленным направлениям, в которых эти мышцы на них воздействуют.

Освоение этих районов потребует дополнительного изучения, так что обратите на них более пристальное внимание.

При работе над мышцами рук, места, откуда начинаются и куда крепятся бицепсы и трицепсы относительно просты, в то время как мышцы предплечья гораздо более сложны по своему строению.

Начните с изучения структуры нижней части верхней кости плеча (плечевой кости). Там находятся два важных бугорка (надмыщелки): один на внешней и один на внутренней стороне.

Из этих двух бугорков, соответственно, и начинаются основные разгибатели и сгибатели руки. Сгибатели затем проходят по внутренней стороне предплечья, а разгибатели — по внешней.

Лопатка

Большинство проблем спины (на которой начинающие часто неправильно или произвольно помещают выпуклости и бугорки) связаны с лопаткой (shoulderblade) и со всеми мышцами, берущими от неё начало, и располагающимися вокруг по грудной клетке.

Опять же, для того чтобы справиться с этой сложной зоной, начать надо с понимания формы лопатки. Форма костей — это как руководство для размещения мышцы.

Шип лопатки, как мы уже говорили, является важной точкой, которая выдает расположение костей и мышц, находящихся радом.

Разбирайтесь с этой зоной, представьте себя детективом.

Анатомия для 3D художников

Этюд, демонстрирующий сложность мускул спины.

Обратите внимание на взаимосвязь мышц плечевого сустава на верхней руке и взаимодействие этой же руки и мышц предплечья...

Кожа и жир

Ваше изучение анатомии, несомненно, будет проходить с использованием в качестве опоры изображений чистого мускульного каркаса.

На таких изображениях можно увидеть каждую мышцу в мельчайших подробностях. Однако следует иметь в виду, что так мышцы выглядят без верхнего слоя кожи и жира. Этот слой смягчает поверхность тела и в некоторых случаях полностью скрывает рисунок мышц.

Визуальный эффект этого слоя подобен замёрзшему стеклу, за которым вы сможете оценить только очертания фигур и масс за стеклом, но при этом края объектов будут размыты и большое количество деталей потеряно.

Глядя на изображение чистой мускулатуры, всегда старайтесь прикидывать, как та или иная область выглядит в реальной жизни.

Заметка: рисование с натуры

Изучению анатомии по реальной фигуре альтернативы нет, так что найдите ближайший класс рисования с натуры и вперёд!

Позирование в классах зачастую слишком скоротечно, чтобы полностью завершить тщательное изучение фигуры, так что рекомендуется следующая техника: во время одного сеанса сфокусируйтесь на одной из частей тела и посветите всё своё время изучению её костяной и мышечной структуры.

Этот метод даст вам больше возможностей изучить формы и детали этой области, по сравнению с лихорадочными набрасками целой фигуры. Таким образом, время будет потрачено с большей пользой, а изучение вами анатомии значительно ускорится.

Анатомия для 3D художников

Коллаж из набросков с натуры. Он иллюстрирует мягкость тела, обеспечиваемую кожей и скоплениями жира. Даже на атлетических фигурах, кожа и жир сглаживают детали мускулатуры.

Изучение вариаций

Следует понимать, что фигуры, представленные в книгах по анатомии часто ограничены одной идеализированной человеческой фигурой. В жизни, даже превосходный до невозможности генетический материал выдаёт значительные отклонения от этого идеала.

Анатомия для 3D художников

Вот почему прямое наблюдение так важно. Используйте любую возможность, чтобы изучать эти индивидуальные особенности. Если вы передвигаетесь на общественном транспорте, то у вас есть отличная возможность изучения различий в лицевой структуре и особенностях. Купите маленький блокнот и делайте заметки — значительное колическтво различных вариации удивят вас.

Анатомия животных

Как только вы освоите анатомию человека, изучить анатомию животных станет достаточно просто.

Вы будете удивлены, насколько анатомия животных похожа на анатомию человека. Различия кроются в основном в пропорциях.

У животных точно так же есть лопатки, сгибатели, разгибатели и все о чем мы уже говорили, только другого размера и формы.

Крыло летучей мыши, например, имеет точно такую же структуру, как кость человеческой руки и кисти, вплоть до мельчайших фаланг пальцев — только пропорции и функции различны.

Хорошо изучив анатомию человека, вы вскоре сможете понять анатомию животных.

Правдоподобная анатомия

Принципы, изложенные выше, могут и должны быть использованы и для фантастических существ.

Учитывая, что существо находится в мире с физикой, похожей на нашу, у него должны были выработаться аналогичные механизмы, связанные с гравитацией, массой и импульсом.

Используйте свои знания человеческой анатомии, чтобы представить себе, как существо может быть построено с помощью мышц и костей, чтобы оно могло реагировать на окружающую среду вокруг. Принимайте во внимание все упомянутые выше моменты.

Представьте основной скелет, его костяные точки, места креплений мускулов. Представьте переплетение мышц и сухожилий по суставам. Возьмите всё необходимое от человеческой анатомии, но изменяйте пропорции и функции, если это потребуется.

Анатомия для 3D художников

Даже у инопланетян есть анатомия! Этот персонаж создан на основе человеческой анатомии, модифицированной под его рост.

Дополнительная информация / Книги по анатомии

Даже беглый взгляд в вашем местном книжном магазине покажет, что там есть целый шкаф книг для анатомии? доступных для нетерпеливого студента.

Там есть несколько известных названий, но и ерунды тоже достаточно. Изучать анатомию следуют только по книгам лучших авторов, поэтому вашему вниманию я представляю небольшой список книг по анатомии:

Название: Artistic Anatomy
Автор: Dr Paul Richer & Robert Beverly Hale
ISBN: 0823002977

  • Авторитетное справочное издание в этой области
  • Трудный текст, но он стоит усилий
  • Чистые, чрезвычайно подробные схемы мускулатуры

Название: Atlas of Human Anatomy for the Artist
Автор: Stephen Rogers Peck
ISBN: 0195030958

  • Классическое, must-have пособие
  • Много иллюстраций, объясняющих сложные концепции
  • Понятный текст

Название: Human Anatomy for Artists
Автор: Eliot Goldfinger
ISBN: 0195052064

  • Современное пособие
  • Энциклопедический охват отдельных мышц
  • Базовый источник информации

Название: Anatomy Lessons from the Great Masters
Автор: Robert Beverly Hale & Terence Coyle
ISBN: 0823002810

  • Использует известные работы, чтобы объяснить ряд анатомических концепций
  • Исчерпывающий охват частей тела
  • Особенно рекомендуется для среднего и продвинутого уровня в изучении анатомии

Название: Die Gestalt des Menschen
Автор: Gottfried Bammes
ISBN: 3473610992

  • Конструктивистский подход к скелету и фигуре
  • Отличное упрощение форм
  • Рекомендуется из-за иллюстраций, даже если вы не читаете по-немецки!

Название: Figure Drawing For All It’s Worth
Автор: Andrew Loomis
ISBN: 067031255X

  • Качественное введение в анатомию, пропорции и рисование от известного иллюстратора
  • Текст чрезвычайно читаемый
  • Не в печати, но подержанные копии могут быть найдены в сети на специализированных магазинах или сайтах типа eBay.

Перевод: aspiro

Поделиться в: Опубликовать в twitter Опубликовать в своем блоге livejournal.com