Environment Concept Art: Композиция

Композиция — это всё! Независимо от количества деталей ни иллюстрация ни Concept Painting не будут успешны без верно выстроенной композиции. Композиция в Environment Concept painting может быть довольно сложной, поскольку фокус обычно не так очевиден как в a character piece.

В введении в Композицию мы рассмотрим основы создания захватывающих и функциональных композиций с помощью различных композиционных техник. В начале я покажу несколько удачных примеров символической, formal composition, правила третей, золотого правила и т.д... Будет подробно изложено что делает каждую работу успешной и почему художник предпочел изобразить сцену используя особенный вид композиции.

Золотое правило или «правило третей»: божественные пропорции

Если область холста визуально разделить на три части (горизонтально и вертикально), место пересечения этих линий будет 'золотой серединой' — лучшим местом для размещения главного объекта или объекта интереса, поскольку это точка фокуса вашей картины. Правило «золотой середины» зародилось в Древней Греции.

Золотое правило

Поскольку математика у древних греков была развита не хуже, чем изобразительное искусство, они пришли к выводу, что для того, чтобы картина радовала глаз, в композиции необходимо соблюдать определенный баланс. Эту теорию они развили и определили понятие «зрительного центра». Зрительные центры расположены в точках пресечения линий золотого сечения. На объекте, помещенном в зрительный центр, будет акцентироваться внимание зрителя.

Золотое правило может применяться и как правило применяется к пропорциям холста. Прочитав эту статью, вы заметите, что большинство представленных изображений используют схожие размеры, почти все они «вписываются» в золотой прямоугольник. Сегодня вы можете обнаружить золотой прямоугольник везде: от кредитных карт до телефонных карт и книжных обложек — везде используются эти пропорции.

Золотое сечение (соотношение длинной и короткой сторон золотого прямоугольника) проявляется и во многих естественных явлениях. Отношение между длиной вашего носа и расстоянием от основания подбородка до основания носа — золотое сечение. Развитие спирали ракообразных соответствует золотой спирали. Божественные пропорции — встроенный (или укоренившийся) эстетические параметр, которым мы оцениваем красоту.

Ряд изображений ниже демонстрируют варианты деления пространства, когда «золотое правило» применяют к чистому холсту. В основном это деление линии на два отрезка, так чтобы отношение между наименьшим отрезком и наибольшим было равно отношению между наибольшим отрезком и всей длиной линии. Другими словами A/B = B/(A+B).

Это отношение примерно равно 1/1.618. Честно говоря, я до сих пор не совсем понимаю что все это значит? Но зная это, я часто использовал такой вид сетки, начиная очередную работу, в результате чего нашел этот способ полезным. И до сих пор его использую.

Возможно вначале вы посчитаете удобным использовать накладывать такую сетку поверх каждого концепта, над которым вы работаете. Наличие сетки поверх вашего изображения поможет вам при разработке композиции, напомнив о том, где следует расположить важный объект.

Правило третей

Из Золотого правила появилось «правило третей». Фактически это немного измененная для соответствия фотографическим пропорциям идея золотого сечения. Я считаю, что этому правилу следовать легче, поскольку оно очень простое в своей основе. Посмотрим на правило третей в действии.

Заметим, что главный точка фокуса справа расположена в одной из «золотых середин». Кроме того, другие объекты расположены рядом с другими точками пересечения линий (например птица), но не прямо на них, поскольку иначе они бы конкурировали с точкой фокуса.

Всего мы имеем четыре точки пересечения линий: сверху слева, снизу слева, сверху справа снизу справа. Заметьте, что все эти «горячие точки» расположены вдали от центра картины.

Наилучшие зрительные центры — области сверху справа и снизу справа, поскольку взгляд первым делом падает на левый нижний угол изображения и движется к центру, где достигнув правой «золотой середины» концентрируется на «центре интереса».

Осмотр начинается именно слева потому, что мы привыкли читать слева направо. Этот психологический факт проверен временем. В следующий раз, когда зайдёте в художественную галерею или музей, в котором экспонируются картины старых мастеров, обратите внимание, как часто центр интереса располагается именно в точке, соответствующей золотому правилу.

Выше представлен пример использования правила третей, на этот раз используется вертикальный холст. Как вы можете заметить, это правило может быть применено независимо от пропорций холста. Обратите внимание, что ярко освещённая область находится близко к точке пересечения линий.

Следите за тем, чтобы не поместить два центра интереса равной важности и веса в две области золотых середин, особенно на противоположных сторонах кадра.
Правило третей

Правило третей на примере вертикального холста

Подобное расположение доставит много проблем, поскольку взгляд наблюдателя будет постоянно смещаться от одного фокуса к другому, запутается, почувствует усталость; зритель будет испытывать желание отвести глаза от такой картины.

Воображаемые формы

Воображаемые формы — это комбинация воображаемых линий, помогающих «сгруппировать» изображение. Взгляд подсознательно обрабатывает интересные формы, оставаясь в области изображения, исследуя каждую из них. Следующий текст и изображения продемонстрируют разнообразие воображаемых форм и композиционных подходов.

Круг

Круг формируется непрерывной кривой. Это круговое движение удерживает взгляд в области картины. Округлые формы присутствуют везде — как в природных, так и в созданных человеком объектах. Использовать их при составлении композиции вы можете самыми разными способами, например так, как предложено на рисунке.

Правило круга

В изображение, расположенном чуть выше, очень наглядно и продуманно используется круговая композиция. Обратите внимание, как округлые формы созданные драконами обрамляют тропинку которая ведет ваш взгляд прямо к точке фокуса.

Правило круга

Еще один пример круговой композиции! И снова я выбрал тот же тип композиции, чтобы усилить ощущение движения в картине. Вы можете видеть как взгляд следуя за круговыми формами устремляется в точку фокуса. Отмечу кое-что интересное: в данном примере используется одновременно два композиционных подхода: круговая и символическая композиция.

Радиусы

Это лучи расходящиеся из центра. Они часто встречаются в природных объектах. Среди творений человека хороший пример — спицы колеса.

У взгляда есть два варианта реакции на радиусы. Он может как войти по радиусам в область внутри картины, так и выйти за её пределы. Будьте осторожны при использовании радиусов, старайтесь оставить взгляд наблюдателя в картине.

Правило радиусов

Треугольник или пирамида

Этот тип композиции имеет «прочную основу», а значит будет демонстрировать в первую очередь стабильность. А кроме неё — высоту и мощь. Египетские пирамиды простояли тысячи лет, в то время как другие типы строений рассыпались в прах за куда менее продолжительное время.

Работая над изображением, расположенном ниже, к согласованию форм я подошел со всей тщательностью, стараясь чтобы треугольная или пирамидальная композиция была очевидной. В качестве отправной точки я начал рисовать простой треугольник... не больше, чем абстрактная композиция, из которой логично вытекало все остальное... и очень скоро картина обрела форму.

Правило треугольника (пирамиды)

Крест

Демонстрация «Противостоящей силы» которая придаст картине чувство сплоченности и взаимосвязи. Горизонтальная полоса перекрестья будет действовать как «стопор», в то время как как вертикальная будет работать как ведущая линия. Окна в огромном небоскребе формирующие кресты удержат ваше внимание на здании. Крест имеет также религиозный смысл и искусное использование креста может придать скрытый смысл изображению.

На изображении слева Hong Kuang ловко использует композицию в виде креста. Можно так же сказать, что здесь используется и композиция «L»-типа. Сильная линия, формируемая телом персонажа, поперек горизонтального центра, образует крест. Мрачное выражение лица и тема демонстрируют способность опытного художника использовать символьную композицию для передачи сюжета.

На правом изображении Daryl Mandryk успешно комбинирует композицию в виде креста с символической композицией. Это традиционная композиция для тем героизма и комиксов. Фэнтэзийные художники, такие как Brom и Frazetta, регулярно используют такой тип композиции в своих работах.

Правило креста

«L-тип» или прямоугольник

Такой тип композиции создает привлекательную «рамку», которую можно использовать для выделения ключевых объектов. Зачастую используется мультирамка — рамка внутри рамки.

Дерево с нависающей ветвью на изображении справа формирует прямоугольник и помогает подчеркнуть главный объект. Этот приём позволяет сконцентрировать внимание наблюдателя на центре интереса.

Символическая композиция

Некоторые теоретики от искусства утверждают, что самую важную информацию следует размещать ближе к центру картины. Это может сбивать с толку некоторых студентов, поскольку противоречит основным принципам «золотого правила». В основном, символическая композиция применяется, для того, чтобы охарактеризовать субъект особым образом.

Символическая композиция или “симметричное разбиение” лучше всего подходит для тем величественного или религиозного характера. Этот тип композиции довольно часто использовался в прошлом, с помощью него было создано множество прекрасных сюжетов. Как правило, символическая композиция применяется для символических объектов, в героических или религиозных сюжетах.

Я решил взять на себя смелость порисовать на этих изображениях для того, чтобы показать принципы разбиения пространство при символической композиции. Такая техника используется многими иллюстраторами для определения деления пространства и определения точек фокуса при создании символической композиции. Известный иллюстратор Andrew Loomis очень удачно использовал эту технику в своей книге “Creative Illustration”.

Обратите внимание: несмотря на то, что фокус немного смещен от центра, все сходящиеся линии идут в центр точки интереса. Кроме того, голова персонажа расположена прямо в ромбе из линий, которые я наложил. Следует так же отметить, что этот тип композиции выбран для того, чтобы подчеркнуть величественную и героическую наружность персонажа.

Символическая композиция

На следующем изображении Tong Wu превосходно использует символическую композицию! Заметьте, персонаж снова расположен недалеко от центра холста. Я сделал более мелкое разбиение холста в этом изображении, чтобы вы могли увидеть как художник уравновешивает его части.

Символическая композиция

Обратите внимание: правый верхний угол почти зеркальное отображает левый верхний угол. Фактически почти все противоположные сегменты картины очень похожи! При создании символической композиции необязательно симметрично копировать части изображения, но должно ощущаться полное уравнивание всех частей и масс, линий и пространства каждой стороны с противоположной.

Советы и хитрости

Итак, мы и рассмотрели некоторое количество способов визуального деления пространства для работы над картиной или рисунком. По большому счету эти подходы к композиции — не более чем ориентиры и отправная точка. По мере усвоения основных принципов композиции сцены, вы сможете начать расширять границы формальной композиции.

Поскольку большинство художников, специализирующихся на окружающей среде, работают в индустрии развлечений, вероятность того, что вас попросят создать кинематографические или “незабываемые” моменты, использующие окружение как сцену, довольно высока.

Вам захочется использовать всё ваше композиционное мастерство, для управления взглядом зрителя, чтобы заставить их чувствовать себя причастными к сцене. Один из самых главных компонентов в любой работе — это ясный и динамический фокус.

Не имея места для отдыха взгляда зрителя, картина не сможет удерживать внимание зрителя, её эмоциональное воздействие будет более слабым. Работа концепт-художника — изобразить не существующие в реальном мере вещи. Концепт-арт художник — первый в любом производстве. Поэтому нам приходится создавать динамичные изображения, чтобы настроить и вдохновить на работу остальную часть команды. Существует несколько кинематографических трюков, которые помогут придать динамики вашим работам.

Динамическая композиция

Иногда все что нужно, чтобы добавить больше драматизма в композицию — небольшой наклон камеры. В изображении, расположенном чуть ниже, зритель действительно ощущает что он часть действия, всего лишь из-за небольшого наклона камеры. Эта техника особенно полезна когда вы стараетесь изобразить в вашей работе какое-то действие.

Наклон камеры

Многие ведущие концепт-художники используют эту технику. В этом можно убедиться, взглянув на любую работу, которую Ryan Church создал для Episode 1, 2 и 3 (www.ryanchurch.com).

Перспектива

Сегодня, многие концептарт-художники (и я в том числе), используют перспективу, как инструмент для создания динамичных композиций, которые кажется имеют движение и чётко направляют взгляд зрителя к фокусу.

Вы можете заметить, что на изображении, расположенном ниже, я задействовал множество объектов, которые появляются в кадре для того, чтобы направлять взгляд зрителя к центру интереса. Дополнительно, я слегка наклонил камеру, чтобы придать картине ощущения движения.

Перспектива

Поделиться в: Опубликовать в twitter Опубликовать в своем блоге livejournal.com