Продвинутое смешивание в Photoshop: «Blend If»

Некоторые весьма полезные функции Photoshop хорошо спрятаны в недрах интерфейса, обнаружить их получается случайно, или по наводке опытного гуру. Один из лучших приемов Photoshop мне показал мой бывший коллега Анти Каллиойнен (Antti Kallioinen), за что я ему очень благодарен.

Речь пойдёт о функции "Blend If" из "Layer Blending Options", позволяющей быстро смешивать слои, основываясь на их яркости (luminosity). Для выполнения этого урока будет достаточно уровня знания Photoshop от базового до продвинутого.

Ссылка на англоязычную видео-версию этого урока.

Основы

Опции "Blend If" позволяют смешивать слои, основываясь на значении яркости текущего, или низлежащего слоя. Скорее всего, это предложение прозвучало немного непонятно, поэтому я объясню основы метода при помощи этой текстуры: 

Это не самая красивая, зато довольно контрастная текстура, что позволит более наглядно продемонстрировать предлагаемый метод.

Создайте новый слой и залейте его фиолетовым цветом (снова не очень красиво, зато наглядно): 

Теперь поместите курсор мыши над миниатюрой или именем слоя и нажмите правую кнопку мыши. Если вы выберете "Blending Options", откроется новое окно (также можно дважды щелкнуть на миниатюре слоя, чтобы открыть окно параметров слоя (Layer Options)): 

Это окно вам знакомо, если вы уже использовал стили слоя (Layer Styles). Для этого урока мы будем использовать только настройки в нижней части окна, отмеченные на изображении: 

Это настройки "Blend If", с помощью которых мы будем творить волшебство. С помощью слайдеров можно задать области, в которых текущий выбранный слой будет просвечивать. По умолчанию слой всегда непрозрачен, но с помощью слайдеров мы можем сделать его прозрачным, основываясь на яркости слоя, расположенного под выбранным. Давайте сдвинем чёрный маркер слайдера "Underlying Layer" вправо и посмотрим, что произойдёт:

Двигая чёрный маркер вправо, мы увидим, что сквозь фиолетовый слой просвечивают тёмные области нижнего слоя. Иными словами, нижний слой становится видимым при значении яркости 119. Давайте посмотрим, что произойдет, если вернуть чёрный маркер в стартовое положение и переместить белый маркер влево: 

При перемещении белого маркера вправо, фиолетовый слой будет непрозрачен, пока яркость нижнего слоя не достигнет значения 140. 

Итак, перемещая маркеры, мы можем регулировать смешение фиолетового слоя только в темных или светлых областях изображения.

Дойдя до этого момента вы, наверное, подумали: "Это всё классно, но смешивание настолько зернистое... вряд ли я буду это использовать". Да, зернистость — это зло, но, к счастью есть скрытая особенность, позволяющая смягчить смешивание. 

Если выбрать маркер и нажать кнопку "ALT" (или "Option" если вы пользователь Macintosh), можно разделить маркер. С двумя маркерами, вместо одного, вы сможете настроить уровни начала и завершения смешивания: 

Как видно на рисунке, области прозрачности стали мягче. Вместо резких переходов, смешивание плавно распределяется в диапазоне яркости. Или, точнее, в темных областях (нижнего слоя) фиолетовый слой прозрачен, от 75 до 153 постепенно растворяется, а в светлых областях (ярче, чем 153) он полностью непрозрачен: 

Точно так же мы можем плавно смешать фиолетовый слой в более светлых областях изображения: 

Если основной слой имеет яркость 0 до 67, фиолетовый будет видимым. От 67 до 151 он будет медленно исчезать, а если основной слой имеет значение яркости 151 и выше, фиолетовый слой будет полностью прозрачным. 

Более симпатичные примеры

Теперь, когда мы разобрались с основами, пора избавиться от этого ужасного фиолетового цвета и заняться более полезным делом.

Например, мы можем заполнить пространство между камнями песком (вместо раствора). Ниже можно увидеть текстуры камня и песка (в Photoshop они находятся друг над другом, текстура камня на нижнем слое, а текстура песка на верхнем): 

Открываем опции слоя текстуры песка и настраиваем смешивание так, чтобы песок не отображался в тёмных областях слоя с камнями:

Теперь разделим маркер, перетащив его с зажатым "ALT", установив диапазоны смешивания таким образом, чтобы переходы стали плавными:

Итак, с помощью нескольких кликов, вы получили текстуру пола, занесённого песком. И, что немаловажно, внесённые изменения не несут деструктивного характера. Я имею в виду, что слой песка цел и не отредактирован, нам не пришлось что-то стирать или удалять. Если изменить нижний слой (добавить несколько камней, например) метод всё равно будет работать, слой с песком не придётся редактировать.

А если нам потребуются камни оранжевого цвета, вместо чёрных? Нет проблем, просто добавьте слой камня оранжевого цвета и смешайте этот слой в тёмной части текстуры камней:

Ещё примеры

Возьмём текстуру бетона в качестве базы и текстуру с зеленоватым мхом в верхнем слое:

Совместив эти две текстуры и сделав мох прозрачным в светлых частях бетона, мы получим следующий результат:

Однако у нас пропал тёмный шов на бетоне — скрылся подо мхом. Но, благодаря сочетанию настроек тёмного и светлого ползунков, мы можем не показывать слой мха в тёмных областях текстуры бетона:

Процесс настройки вызвать трудности, потребуется некоторая возня со всеми этими маркерами, прежде чем вы получите то, что хотели.

Смешивание с использованием ползунка "This Layer"

До сих пор мы использовали только ползунок "Underlying Layer". Давайте посмотрим, что происходит при использовании ползунка "This Layer". Ниже текстуры металла ржавчины:

Используя ползунок"This Layer", мы можем смешать слой ржавчины со слоем металла только в тёмных областях (пятнах ржавчины). При значении яркости 137 он будет полностью прозрачен в светлых участках и краска не будет видна:


Смешивание корректирующих слоёв

Смешиваемый слой может быть корректирующим (adjustment layer). Например, слой "Hue / Saturation" может быть смешан в светлых или тёмных областях изображения, что очень полезно при перекрашивании текстур.

Для примера мы опять возьмём текстуру с ржавчиной и попробуем перекрасить краску в зелёный цвет. Поскольку слой "Hue / Saturation" окрашивает не только краску, но и ржавчину, результат выглядит не слишком реалистично:

Но с помощью смешивания слоёв мы можем применить "Hue/Saturation" только к светлым участкам слоя (в нашем случае, это окрашенные участки):

Поскольку смешивание смягчено, мы сможем сохранить даже тонкие потёки ржавчины.

Заключение

"Blend If" поможет вам избежать длительной возни с масками и возни с "Color Range". Кроме того, вы по-прежнему можете регулировать все прочие настройки слоя. Например, вы можете нарисовать для слоя маску прозрачности. Так же, по прежнему работают все режимы наложения слоёв (такие, как overlay или multiply), так что возможные комбинации инструментов бесконечны.

Поделиться в: Опубликовать в twitter Опубликовать в своем блоге livejournal.com