Работа с текстурными трафаретами(Stencil Textures) в Blender

Stencil (Трафарет) представляет собой один из наиболее полезных способов, позволяющих тонко настраивать смешивание и границы двух текстур, наложенных на один объект, с использованием одного материала.

Напомним, как использовать текстуры

Запустите Blender, или нажмите (Ctrl+X, Enter), чтобы открыть сцену по умолчанию (одинокий куб в центре сцены). Выделите куб (ПКМ), и перейдите в меню Shading (F5), удалите текущий материал, нажав иконку со значком крестика справа от названия материала Потом, нажав на кнопку Add New (Создать новый), добавьте новый материал.

Добавить новый материал

Переключитесь на вкладку текстур Texture buttons (F6). Отметьте первый пустой слот(верхний пустой прямоугольник) и, нажав кнопку Add New (Создать новую), добавьте новую текстуру

Добавить новую текстуру

Выберите вариант Image (изображение), как тип текстуры (список типов находится под заголовком Texture Type). В появившейся при этом панели image, нажмите кнопку Load, и найдите на своем компьютере файл с изображением текстуры.

Вернитесь в меню Shading (F5). Справа находится панель, содержащая три закладки, которые определяют, как Blender будет использовать вашу текстуру.
Первая вкладка, Texture, позволяет выбрать одну из десяти текстур, которые разрешено назначать для материала; для того, чтобы настраивать текстуру, необходимо кликнуть на её имени.

Выбрать текстуру

Следующая вкладка, Map Input (способ наложения), более насыщенна. В частности, она позволяет вам выбрать один из способов проекции вашей текстуры на объект (Flat (плоскость), Cube (куб), Sphere (сфера), Tube (цилиндр), а также задает размеры текстуры по осям (SizeX, SizeY and SizeZ) и сдвиг по осям относительно начального положения (OfsX, OfsY and OfsZ).

Параметры наложения текстуры

Последняя вкладка, Map To (использование текстуры,как...), определяет, как текстура будет влиять на отображение объекта. Чаще всего ваша текстура будет определять цвет (Col) объекта, его шероховатость (Nor) или его прозрачность (Alpha), но кроме этого существуют и другие варианты. На этой же панели находится очень хитро спрятанная кнопка Stencil (трафарет).

Наложение текстуры как

Работа с текстурой трафарета

Как мы уже знаем, одному материалу можно задать до десяти текстур. Важно заметить, что текстуры применяются последовательно, поверх друг друга.

Например, если у вас есть две абсолютно непрозрачные текстуры (Сol = 1.0 и кнопка Alpha не выделена), следующая (если смотреть по списку сверху вниз во вкладке Texture) текстура полностью перекроет предыдущую.

Но, возможно, вам больше понравится, если вторая текстура оставит несколько отверстий, таким образом показав через них наложенную ранее (выше по списку). Для того, чтобы создать эти отверстия, необходимо между этими двумя текстурами вставить третью, текстуру трафарета (Stencil).

Добавить трафарет

Совет

Если вы уже вставили две текстуры в первые два пустых слота, используйте кнопки со стрелочками справа от столбца, чтобы скопировать настройки текстуры в буфер обмена (кнопка со стрелкой вверх) и вставить в другой слот(кнопка со стрелкой вниз).

Изменение порядка

Также в версии Blender 2.33 появились дополнительные кнопки, которые позволяют передвигать слоты вверх и вниз, сортируя их в нужном вам порядке. Если вы хотите очистить слот, нажмите кнопку Clear.

Порядок текстур

Теперь, выделите текстуру Stencil, которая будет играть роль трафарета. Она должна располагаться между первой (Tex #1) и второй (Tex #2) текстурами. Переключитесь на вкладку Map Input, кликните на кнопке Col, сделав ее неактивной, и кликните на кнопке Stencil. Готово!

Трафарет

На следующей картинке в верхнем ряду расположены три используемые текстуры, в нижнем результат их взаимодействия.

Плавный переход текстур

Интересные варианты использования

Также вы можете использовать изображения в серых тонах (greyscale), или даже процедурные текстуры Blender, особенно типа Blend (смешивание), которые отлично работают при подобном применении.

Трафарет для четкого перехода текстур

Совет

Если вы используете растровый рисунок как Stencil текстуру, попробуйте активировать кнопку NoRGB (находится через одну направо от кнопки Stencil)

Поделиться в: Опубликовать в twitter Опубликовать в своем блоге livejournal.com